Все дело было в гостях. Точнее, в их количестве. А оно было таковым, что к середине 1920-х годов стало понятно, что гостиниц в Москве не хватает. Не то чтобы в город стало приезжать какое-то фантастическое количество иностранцев, нет, дело было в другом: в столицу заторопилось все больше людей со всех концов страны. И всех их нужно было где-то разместить, да вот только беда: московский гостиничный фонд в то время насчитывал всего около шести тысяч мест. Причем большинство отелей, построенных еще в XIX веке, не соответствовало требованиям комфорта. Да, были в строительство гостиницы москва и «Националь», и «Метрополь», вот только большинству гостей из регионов они оказывались явно не по карману.
Вывод напрашивался сам собой: городу нужны новые современные гостиницы! И вот уже Моссовет принимает решение построить несколько новых отелей в разных частях столицы: у Киевского вокзала, на Арбате и на Охотном Ряду. Фраза «прямо у кремлевских стен» звучит весьма пафосно, однако стоит отметить, что район Охотного Ряда считался в начале XX столетия одним из самых неблагополучных по санитарному состоянию в городе Москве. Долгое время здесь располагался рынок и довольно ветхие строения, в которых также находились торговые помещения. Позже, уже при советской власти, это место было запланировано под площадку для строительства Дворца труда, благодаря чему окрестности начали расчищать и приводить в более достойный вид. Но не сложилось...
«Маленький эксперимент — рискнут ли слуги уточнять приказ Власти? Товарищ Сталин расписался на линии, разделяющей два эскиза гостиницы… и никто не рискнул выяснить, что он имел в виду. Архитекторы, сходя с ума, совместили несовместимое… и родилась «Москва». Гостиница, столь же несуразная, как и город. Его позабавила эта шутка, он даже не стал никого наказывать. Но понял ли хоть кто-нибудь, что и у Власти есть чувство юмора?» — так писал в своей книге «Осенние визиты» Сергей Лукьяненко. Но прав ли он был — большой вопрос.
Вот известная история: говорят, что сам Сталин лично утверждал окончательный проект гостиницы, представленный архитектором Щусевым. И именно это обстоятельство стало причиной заметной асимметрии главного фасада здания и того, что его ризалиты отличаются друг от друга. Дело было так: архитектор для утверждения подготовил проект главного фасада с двумя вариантами оформления, которые были совмещены в одном чертеже и разделялись осью симметрии: на правой части чертежа был изображен более строгий вариант, на левой части — вариант с бо́льшим количеством декоративных деталей. Сталин поставил свою подпись посредине: уточнить, что именно имел в виду Иосиф Виссарионович, никто из проектировщиков не решился, и Щусев реализовал в одном фасаде оба варианта оформления, в буквальном соответствии с утвержденным чертежом.
Но! При всей красоте вышеизложенного, факты утверждают иное. Известно, что Сталин не занимался утверждением архитектурных проектов. А асимметрия фасада объясняется технологическими причинами: при строительстве второй очереди здания было решено не сносить старый «Гранд-отель», а надстроить его стены до нужного уровня — визуальная толщина, по расчетам, позволяла выдержать надстраиваемые этажи. Однако при надстройке одиннадцатого этажа стены старой гостиницы не выдержали и начали трескаться. И тогда архитекторам пришлось решать задачу по укреплению этих стен и максимальному облегчению строящейся части гостиницы — для этого были заложены оконные проемы на первых этажах (отсутствие окон на первых четырех этажах видно на старых фотографиях) и убран весь декор правой башни.
Вывод напрашивался сам собой: городу нужны новые современные гостиницы! И вот уже Моссовет принимает решение построить несколько новых отелей в разных частях столицы: у Киевского вокзала, на Арбате и на Охотном Ряду. Фраза «прямо у кремлевских стен» звучит весьма пафосно, однако стоит отметить, что район Охотного Ряда считался в начале XX столетия одним из самых неблагополучных по санитарному состоянию в городе Москве. Долгое время здесь располагался рынок и довольно ветхие строения, в которых также находились торговые помещения. Позже, уже при советской власти, это место было запланировано под площадку для строительства Дворца труда, благодаря чему окрестности начали расчищать и приводить в более достойный вид. Но не сложилось...
«Маленький эксперимент — рискнут ли слуги уточнять приказ Власти? Товарищ Сталин расписался на линии, разделяющей два эскиза гостиницы… и никто не рискнул выяснить, что он имел в виду. Архитекторы, сходя с ума, совместили несовместимое… и родилась «Москва». Гостиница, столь же несуразная, как и город. Его позабавила эта шутка, он даже не стал никого наказывать. Но понял ли хоть кто-нибудь, что и у Власти есть чувство юмора?» — так писал в своей книге «Осенние визиты» Сергей Лукьяненко. Но прав ли он был — большой вопрос.
Вот известная история: говорят, что сам Сталин лично утверждал окончательный проект гостиницы, представленный архитектором Щусевым. И именно это обстоятельство стало причиной заметной асимметрии главного фасада здания и того, что его ризалиты отличаются друг от друга. Дело было так: архитектор для утверждения подготовил проект главного фасада с двумя вариантами оформления, которые были совмещены в одном чертеже и разделялись осью симметрии: на правой части чертежа был изображен более строгий вариант, на левой части — вариант с бо́льшим количеством декоративных деталей. Сталин поставил свою подпись посредине: уточнить, что именно имел в виду Иосиф Виссарионович, никто из проектировщиков не решился, и Щусев реализовал в одном фасаде оба варианта оформления, в буквальном соответствии с утвержденным чертежом.
Но! При всей красоте вышеизложенного, факты утверждают иное. Известно, что Сталин не занимался утверждением архитектурных проектов. А асимметрия фасада объясняется технологическими причинами: при строительстве второй очереди здания было решено не сносить старый «Гранд-отель», а надстроить его стены до нужного уровня — визуальная толщина, по расчетам, позволяла выдержать надстраиваемые этажи. Однако при надстройке одиннадцатого этажа стены старой гостиницы не выдержали и начали трескаться. И тогда архитекторам пришлось решать задачу по укреплению этих стен и максимальному облегчению строящейся части гостиницы — для этого были заложены оконные проемы на первых этажах (отсутствие окон на первых четырех этажах видно на старых фотографиях) и убран весь декор правой башни.